ТИТАНИК (Titanic) 1997 Режиссер:
Джеймс
Камерон
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кэйт
Уинслет, Билл Пакстон, Билли
Зэйн, Кети Бейтс, Сьюзи
Эмис
Жанр: Драма
Постановка "Титаника" заняла три года, и бюджет картины
составил рекордную для мирового кино сумму - 200 миллионов долларов
Но первоначально студия "XX
век Фокс" предполагала потратить чуть больше 100 миллионов.
Однако Камерон
раз за разом превышал утвержденные сметы, его режиссерский гонорар
составил 8 миллионов долларов и проценты от прибыли. Стоимость одного
только судна, макет которого создавался на верфях Калининграда в натуральную
величину - 236 метров длиной, стоил 40 миллионов долларов. Камерону
также потребовался натуральный антураж - ковры, посуда, корабельная
утварь, при том что "Титаник" наполовину создан с помощью
экранных технологий (всего было использовано рекордное количество
спецэффектов - около 500). Зачастую в кадре, кроме главных персонажей,
все было синтезировано на компьютерах: изумительные панорамы, дельфины,
люди на палубе, срывающиеся с зависшего "Титаника"...
Только за 60 дней проката фильм собрал 376 миллионов долларов, а окончательная
сумма прокатной кассы составила 1 миллиард 835 миллионов, что в итоге
принесло создателям картины 600, 787 миллиона долларов чистой прибыли.
"Титаник" стал абсолютным рекордсменом кассовых сборов,
заняв первую строчку в рейтинге самых коммерческих проектов Голливуда
(уступая, быть может, показателям, с учетом инфляции, "Унесенным
ветром"), и самым дорогостоящим фильмом мира. Сравнимый
бюджет в свое время был у менее удачливой "Клеопатры"
(1963) Джозефа Лео Манкевича, затраты на производство которой составили
44 миллиона долларов, что в пересчете курса составило бы сегодня около
250 миллионов. Камерону
также принадлежит рекордный бюджет 80-х - 100 миллионов долларов потребовалось
для постановки фильма "Терминатор
2: Судный день" (1991), и новая
победа Камерона
вывела его в число лидеров Голливуда по суммам, осваиваемым в производстве.
Существует более двадцати версий, интерпретирующих гибель "Титаника",
но наиболее известными являются "Титаник" Жана Негулеско
1932 года и "Титаник" 1953 года, авторы оригинального сюжета
которого - Чарльз Брэккет, Ричард Брин, Уолтер Райш - были отмечены
"Оскаром". Известно также, что в 1940 году идея реанимировать
"Титаник" посетила светлую голову Дейвида Селзника, вдохновленного
успехом "Унесенных
ветром", но этому воспротивился Альфред Хичкок, решивший
ставить "Ребекку".
Прототипом героини картины послужила героиня одноименного документального
фильма 1991 года, последняя из очевидцев трагедии. Именно она поведала
свою историю алчному капитану экспедиции. Будучи помолвленной с нелюбимым
человеком, она встречает на "Титанике" молодого художника
и принимает решение бежать из-под венца. Но гибель "Титаника"
уносит с собой жизнь ее возлюбленного. Такова канва в сущности бесхитростной
истории.
Триумфальный успех "Титаника" Камерона
можно объяснить и сбалансированным художественным решением, правильным
кастингом и тщательной проработкой деталей, и внедрением модных в
мире искусства экранных технологий, и безупречно сработавшим пиаром,
заинтриговавшим публику задолго до премьеры, но именно сопоставление
образа "новой" духовности, провозглашенной молодыми влюбленными,
и образа духовности "старой" и решило успех картины. Проект
был обречен на успех, его провал тяжело отразился бы на положении
дел в Голливуде.
"Титаник" стал восьмой картиной в копилке "XX
век Фокс", не получавшей главного "Оскара"
со времен триумфа "Французского
связного" (1971). получил рекордное количество статуэток,
повторив рекорд "Бен-Гура"
1959 года - 11 премий: фильм, режиссёр, оператор, художник-костюмер,
композитор, песня, звук, звуковые и специальные эффекты, грим и монтаж,
а также две номинации на "Оскара" за лучшие главную и второплановую
женские роли. Но он же повторил "рекорд" 1965 года, поставленный
"Звуками музыки",
когда фильм - лауреат главного "Оскара" - не был даже номинирован
за лучший сценарий. Форум нью-йоркских кинокритиков, Национальный
киносовет назвали лучшим фильмом года малобюджетный проект Кертиса
Хенсона "Секреты
Лос-Анджелеса".
P.S. Известно, что за 25 лет до трагедии британец Уильям Стед
написал серию фантастических для того времени очерков, в которых предсказывал
гибель гигантского лайнера во льдах. И тем не менее Стед отправился
в Америку без особой нужды в первом классе "Титаника"...
За 13 лет до катастрофыэган Робертсон публикует роман "Тщета,
или Гибель Титана", во многом предрекающий трагические события.