ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ (One
Flew Over the Cuckoo's Nest) 1975 Режиссер:
Милош Форман
В ролях: Джек
Николсон, Лоис Флетчер, Уилльям Редфилд, Майкл Берриман,
Питер Брокко, Дин Брукс, Денни Де Вито
Жанр: Драма
Милош Форман буквально взлетел на голливудский Олимп, повторив рекорд
академии сорокалетней давности, когда Фрэнк Капра получил за комедию
"Это
случилось однажды ночью" пять главных "Оскаров"
- за фильм, режиссуру, сценарий и актерское мастерство в исполнении
главных женских и мужских ролей.
В основу картины положен знаменитый роман американского контркультурщика
Кена Кизи, вышедший в светеще в 1962 году. А в 1963 году на Бродвее
с успехом прошла инсценировка, сделанная Д. Вассерманом, впоследствии
обошедшая многие страны мира. Но фильм Формана ждал еще больший успех
- от мирового проката было получено около 200 миллионов долларов.
Книга Кизи не плод воображения. Она основывается на личном опыте пребывания
автора в качестве смотрителя, а иногда и транзитного клиента в психиатрических
клиниках. Герои Кизи - это типажи, символы, показанные резкими контрастными
красками. Повествование ведет один из пациентов - настоящий вождь
краснокожих (еще одна "коренная" проблема американцев),
притворяющийся слабоумным и немым, чтобы спрятаться от вездесущего
"комбината", под которым подразумевается вся государственная
система. В книге события представлены преломленными через сознание
этого персонажа, наполовину разрушенное многолетним пребыванием в
клинике и удерживающее лишь наиболее эмоциональные фрагменты происходящего.
Принцип композиции у Кизи основан на противопоставлении природного,
естественного, но дремлющего сознания извращенному урбанистическому
разуму "комбината" и позволяет касаться представлений и
мифов, бытующих в Америке.
В фильме Формана бережно воссозданы ключевые моменты книги Кизи, но
изменены акценты. Форман выразительно показывает жизнь психиатрической
клиники и ее обывателей, их нравы, характеры, равнодушие и безразличность
персонала. Это особенно ярко проявляется в событиях, связанных с появлением
нового пациента - тридцативосьмилетнего Бренелла Патрика МакМерфи
(Джек
Николсон). Уклоняясь от трудовой повинности в колонии,
он симулирует психическое расстройство. В клинике он
сталкивается с диктатом старшей сестры миссис Рейчел, создавшей в
отделении свой "комбинат". Стихийный анархист МакМерфи пытается
пробудить в группе, как оказалось, добровольных пациентов чувство
протеста против всех тягот и издевательств, выпавших на их долю. Он
неожиданно находит союзника в лице мнимого немого Вождя. Герои вступают
в полосу постоянной конфронтации, столкновения потребности к свободе
и агрессивной, маниакальной рациональности "системы", уродующей
людское естество. Стеклянная перегородка между помещением больничного
персонала и полатой оказывается линией размеживания "нормы"
и "исключения", укрепленные решетками оконные рамфы "свободы"
и "осознанной необходимости", а плоскость экрана телевизора
делит пациентов на "овощей", неспособных к какому-либо выбору,
и личностей, способных естественной,вольной жизни.
МакМерфи, понимая свою зависимость от старшей сестры, задумывает по6ег.
Прощальная вечеринка, устроенная им для своих новых друзей с девочками
и выпивкой, оканчивается трагически: все расслабились до такой степени,
что вернувшаяся к утру старшая сестра застает компанию на месте преступления.
МакМерфи направляют на обработку "поганой машинкой" - фронтальную
лоботомию. И Вождь, видя жестокую победу старшей сестры (что созвучно
"старшему брату", как называли колонизаторов) и обреченность,
безысходность такой жизни, душит подушкой бессильного теперь бунтаря
и бежит в Канаду, лишая миссис Рейчел столь долгожданного триумфа.
Трагический финал фильма, как и прекрасной книги Кена Кизи, хоть и
несет нотку надежды, все же свидетельствует о беспочвенности иллюзий
насчет "благоденствия в обществе, построенном на тотальной стандартизации
и обезличивании".
Милош Форман сумел создать грандиозное произведение - блестящий актерский
ансамбль, выдающийся тандем Николсон - Флетчер, отмеченный всеми без
исключений актерскими премиями англоязычных кинофорумов, изящная режиссура
и т. д. Однако автор романа Кен Кизи был настолько разочарован этим
фильмом, что в течение пяти лет обращался в суд с требованием перемонтажа
картины. Фильм принес 60 миллионов долларов, уступив по итогам года
"ужасным" "Челюстям"
Спилберга.
P. S. Милош Форман рассказывал, что оператор Хаскелл Уэкслер,
приглашенный в съемочную группу фильма, отказался от участия в проекте,
так как, по его мнению, режиссер был "недостаточно компетентен".
Форман же доверил посильную работу ассистентов светотехников пациентам
клиники. При этом уверял, что это будет иметь огромный терапевтический
эффект и благотворно повлияет на игру актеров и атмосферу всей картины.
Такие объяснения, видимо, не удовлетворили амбициозного оператора,
не готового доверить операторскую тележку клиентам этого заведения.
Рейтинг aktobekino.com:
Производство: Warner
Bros.
Сайт:
Видео и фото:
MP3 :
Трейлер:
Сообщите, если нашли ошибку на странице или неточность в информации
сюда.