МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ (The Silence of the Lambs)
1991 Режиссер:
Джонатан Демми
В ролях: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс, Скотт Гленн, Энтони Хилд, Тед
Левайн
Жанр: Триллер
Фильм стал этапным в развитии жанра "триллер". Вслед за
грандами постмодерна, представляющими на экране смесь животных страстей,
патологических аномалий, безудержного эротизма, - Демми также решает
задачу триллера скрещиванием жанровых примет и имморальной эстетики
"черных" фильмов с чертами классической голливудской драмы,
при этом иронически сопоставляя различные мифологемы и стереотипы
эпохи масс-медиа.
Герой Демми - феномен психиатрии, убежденный каннибал Ганнибал Лектор
(такие созвучия по ходу действия не раз еще вызовут улыбку). Этот
некогда знаменитый психоаналитик, флегматичный, подчеркнуто индифферентный
интеллектуал, отбывающий пожизненное заключение в глубоком подземелье,
противопоставлен маньяку обычному, разгуливающему на свободе психопату
с манией трансвестиции, на счету которого пять жертв; отчаявшаяся
в поисках полиция прозвала последнего в честь легендарного ковбоя
и его страсти к скальпированию Буффало Биллом. Таким образом, доктор
Лектор отходит от принятого шаблона антигероя в область иррационального,
олицетворяя на безликом фоне тотального насилия агонизирующего мира
конца второго тысячелетия то зло, которое изначально являлось изнанкой
добра, - тайное в сути человеческой, подавленные желания, атавистические
инстинкты.
Героиня Демми - Клариса Старлинг, выпускница спецшколы ФБР, магистр
двойной степени, "молчаливый ягненок" посреди гнетущей тишины
"неразличимых шепотов", близостьапилка с гипертрофированным
комплексом вины и ангельской внешностью.
Агент Старлинг получает специальное задание - выяснить, какое отношение
может иметь содержащийся в особых условиях монстр-каннибал доктор
Лектор к маньяку, сдирающему со своих жертв кожу. Она склоняет Лектора
к согрудничеству ради поимки Билла, а тот от скуки, согласившись,
пытается расшевелить ее инстинкты и интуицию. Лектор, понимая, что,
возможно, это последний шанс обрести свободу, выстраивает тонкую интригу,
в результате которой его переводят в менее охраняемое помещение, под
присмотр обычных полицейских. Сведения, предоставляемые Лектором,
преследуют цель оттянуть свое возвращение в темницу и именно Клариса
единственная, кто готова к расшифровке посланий этого князя Тьмы,
чей могучий интеллект постепенно подводит ее к пониманию причин садистской
мании Буффало Билла через разрешение комплекса из её сиротливого детства
- кричащие осенние ягнята, приготовленные к закланию. И только благодаря
признанию в своём сознании Зла-союзника Клариса побеждает зло свежующего
свои жертвы Буффало Билла, помешанного на метоморфозах метаболизма,
которые ассоциируются у него с коконом экзотической бабочки. Она спасает
"ягнёнка" - - заложницу маньяка Кетлин. Лектор же, посчитав
свою миссию посредника законченной, благополучно скрывается, зверски
расправившись с охраной. Но он в глазах зрителя получает право на
каннибальский рай на Карибах...
Главное в шедевре Демми, признанном ныне классикой жанра, не только
новая концепция триллера и трактовка образов героев и не только сюжет,
рассчитанный на многоуровневое восприятие и включенность в остроумный
постмодернистский контекст, но и выступающая под видом нагнетаемого
психологизма мелодрама и глубокая ирония, помогающая пережить и эстетический,
и идеологический шок от финальных сцен картины.
Прорабатывая контрастные приемы саспенса, Демми произвольно напоминает
знаменитые киноужасы прошлых лет - "Ящик Пандоры" Пабста
(1928), "М - Убийца" Ланга (1931), "Месье Верду"
Чаплина (1948), "Дьяволицы" Клузо (1955), "Психоз"
Хичкока (1960), а также заставляет по-иному воспринимать современные
"чиллеры" 90-х - "Мыс страха", "Основной
инстинкт", "Рука, качающая колыбель", "Генри.
Портрет маньяка-убийцы", "Шоссе в никуда", вслед за
Демми интерпретирующие "преступление" как двуединость добра
и зла, когда все, в сущности, оказываются виновными и каждый в какой-то
мере ненормален.
Доктор Лектор завоевал сердца и умы американцев, желающих лицезреть
феномен дуализма. Гениально сыграл эту роль Энтони Хопкинс, ледяные
глаза которого украшали страницы "Ньюс-уик", "Нью-Йорк
тайм" и других интерфейсов СМИ. Клариса, блестяще сыгранная Джоди
Фостер, что было отмечено вторым в ее карьере "Оскаром",
также вызвала бум на типажы карающих героинь, выбирающих по цели средства.
Кстати, работы Демми всегда отличал завидный выбор исполнительниц
главных ролей -Сьюзан Сарандом в "Кто я на этот раз", Голди
Хоун во "Второй смене", Мишель Пфайффер в "Замужем
за мафией" и др.
В конечном счете, гениальная экранизация посредственного произведения
Томаса Гарриса в первую неделю проката окупила затраты на свое производство
и стала первой в академических списках как единственная картина академии,
завоевавшая шесть основных премий кряду. Кинокомпания "Орион"
получила третьего главного "Оскара" в свою копилку.
P. S. В 2000 году Ридли Скотт, широко известный по первой части
"Чужих",
поставил сиквел истории - "Ганнибал",
продолжение которой выполнил все тот же Томас Гаррис, соблазненный
нешуточным гонораром, а главную роль сыграл все тот же Энтони Хопкинс.
Однако столь благое начинание было в штыки встречено и Демми, и Джоди
Фостер. Причем Фостер смутило прежде всего то, что ее Клариса в новом
фильме в каком-то смысле тоже становится каннибалом.
Рейтинг aktobekino.com:
Производство: Orion
Сайт:
Видео и фото: #1
(Альтернативный постер)
MP3 :
Трейлер:
Сообщите, если нашли ошибку на странице или неточность в информации
сюда.